Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника, как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств.
Цель воспитательной работы школы:
- создание условий для самопонимания, самоопределения, самовыражения личности каждого учащегося, используя современные технологии на основе компетентностного подхода.
Исходя из цели воспитания, вытекают основные задачи:
- активное формирование школьного самоуправления и создание условий для проявления неформального лидерства учащихся в классах и в школе;
- обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса и внедрение современных технологий воспитательной работы в воспитательный процесс;
- совершенствование форм взаимодействия школа – семья;
- вовлечение учащихся в активную жизнь в социуме;
- проведение внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне;
- работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
- повышение методической и профессиональной культуры участников воспитательного процесса.
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Классные руководители используют в своей работе новые и интересные формы воспитательных мероприятий: театрализованные праздники, устные журналы, круглые столы, диспуты, концерты, торжественные линейки, конкурсы, выставки, тематические и предметные недели, акции, соревнования, флешмоб, экологические уроки, уроки Памяти, уроки Доброты, экскурсии.
Гражданско-патриотическое воспитание - неисчерпаемый источник воспитания любви к Родине. Учащиеся не только изучают свой край. У них возникает естественная потребность участвовать в общественно-полезном труде, благоустраивать памятники, озеленять свой поселок, охранять природу. Становясь краеведами, наши ученики постепенно начинают ощущать себя хозяевами своего края.
Патриотическое воспитание - одно из основных направлений воспитательной работы школы.
В течение года педагогическим коллективом проводится большая работа по этому направлению: воспитание уважения к символам и атрибутам Российского государства (обучающиеся участвуют в тематических беседах и викторинах по данной тематике), прививается любовь к Малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела.
Одно из центральных мест занимает сотрудничество с ветеранами. Они частые гости классных коллективов, школьных праздников.
Многие крупные мероприятия, проводимые в течение года, имеют гражданско-патриотическое направление: ежегодный месячник по военно-патриотическому воспитанию, День пожилого человека, День матери, Вахта памяти, посвящённая Дню Победы, День России, единый урок, посвященный Содружеству Независимых Государств, лекции, беседы, диспуты и круглые столы на морально-правовые темы, тематические выставки художественной и документальной литературы в школьной библиотеке, акции «Милосердие» и другие.
Формирование чувства патриотизма происходит тогда, когда ребёнок соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. И поэтому совершенно органично в работу школы вплелось празднование народных праздников: «Рождество», «Масленица», «Пасха».
Действенное средство развития творческой и общественной активности школьников сегодня – школьный музей. Школьные музеи - результат коллективного творчества учителей, обучающихся и их родителей, требующий координации усилий участников. На базе школьных музеев проводится большая методическая работа, связанная с разработкой, описанием и внедрением методов и приёмов по использованию музея в образовательном процессе (воспитании и обучении), культурно-просветительской деятельности.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания обучающихся. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. В связи с этим задача нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Поэтому в законе РФ «Об образовании» основной задачей является формирование духовно-нравственной личности.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Здоровье человека — жизненно важная ценность. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Здоровье школьников во многом зависит от условий жизни детей в школе. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению.
|